Статья главного библиографа Е.С. Платоновой "За державу обидно, или как воспитать патриота"
2023 год по указу президента В.В. Путина стал Годом педагога и наставника, а это значит только одно – проблема назрела.
Воспитание подрастающего поколения сегодня усложнено статистикой. По свежим оперативным данным по демографии от Росстата у нас с вами, как водится, две новости. Хорошая – стоит отметить заметное снижение, как общей смертности населения, так и младенческой. А плохая – падает рождаемость и растёт число разводов. Не лучший антураж для привития молодому поколению здоровых представлений о крепкой семье, а также формировании и расстановке духовно-нравственных ориентиров у девушек и юношей.
Но и опускать руки, пустив все на самотёк, мы не можем, ведь если мы сами не привьём нашим детям самые банальные и в тоже время такие важные понятия, то будьте уверены – свято место пусто не бывает – это сделают за нас. Ещё не окрепшие юные умы и души легко развратить, ввести в заблуждение, навязать дурные представления и привычки.
Темпы жизни, да и сама жизнь в разросшихся городах способствует разрушению связей поколений. Остановился естественный процесс передачи знаний и мудростей младшим. От «института бабушек» не осталось ничего. Сегодня молодые семья живут отдельно, и никто никому ничего не должен… И грустно, и страшно.
Поэтому предлагаем сегодня обратиться к положительному опыту воспитания молодёжи, ведь все новое – это хорошо забытое старое. Задачи этой статьи – приведение показательных примеров послушания и уважения старших поколений младшими; знакомство с положительными образцами и моделями воспитательных процессов, социализации. И все это в контексте необходимости воспитания патриотизма.
МБУК ГОЩ «Щёлковская центральная библиотека» несколько лет плодотворно сотрудничает с ансамблем казачьей песни «Кладезь», в третий раз приняла участие в семейном фестивале «Венок традиций». Мы также второй год принимаем участие в международном форуме «Казачество сквозь века». Поэтому и положительный опыт воспитания молодого поколения мы взяли казачий. Предлагаем с ним познакомится поближе.
Ну а прежде чем воспитывать казака, его надобно зачать и родить, пройти через смотрины, сватовство и венчание. Не отец, а дед, а то и прадед дарили серебряное колечко девушке на руку – знак того, что она вышла из девичьего возраста, а значит на неё молодые казаки могут теперь смотреть, как на будущую невесту. Надо отдать должное – работала и обратная связь: девица после получения колечка начинала вести себя иначе, осознавая, что за проступки и спрос уже другой.
Тут необходимо отметить, что казачек за немилого насильно не выдавали, за самым-самым редким исключением. А вот как определяли, мил ли казак барышне? Не можно молодого казака отказом отвернуть от дома, с соседом рассориться из-за симпатий молодых. Ведь всем вместе и дальше жить в одном селе? Так вот: под благовидным предлогом молодой казак приходил в дом к девице, войдя снимал фуражку и укладывал ею донцем вверх на столе. Если девица переворачивала фуражку, значит казак ей по нраву, а вот если уносила на вешалку, то не бывать ему её мужем.
Так, не обидев словом, все было сказано делом – иносказательно. А в момент обряда венчания молодые давали слово быть верными супругами и любящими родителями, т.е. первопричиной для брака было продолжение рода и воспитание детей в любви. И никак не иначе. А сегодня для чего женятся и выходят замуж? – Мотивации самые разные. Увы. Поэтому и статистика печальная.
И вот наконец безмерно рад и счастлив отец, радуется вся родня – родился сын, а значит семья получит ещё надел земли, ведь казачонку надо будет за свои средства справлять форму, оружие и коня. Не дешёвое, но необходимое дело для каждого казака. И вопросов ни у кого не возникало: пригодится ли ему справа? Будет ли он служить? Не было вопроса, поэтому и воспитанием воина начинали заниматься сразу после рождения. Это сегодня у нас в свои 14 -16 лет подростки не знают, кем хотят стать и чем будут зарабатывать свой хлеб. А казак прошлого века и до того – был воином на родовой основе, т.е. по рождению.
Соблюдая народные поверья и приметы, до сих пор многие матери не качают пустую люльку, ранее года не стригут младенцу волосы. Очень боятся показывать спящего ребёнка тому, кто впервые его видит. А вот то, что бранить младенца, кричать на него нельзя вовсе, тогда знали все. – А сегодня кто об этом помнит?
Первыми предметами, которые давали маленькому казаку были шашка, кинжал или пуля. Предметы складывали перед младенцем и наблюдали, что он станет с ними делать, как себя поведёт: если начнёт играть – добрый будет казак. Если же расплачется – есть над чем задуматься и над чем работать. Далее мальца всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни воинов-казаков. И это точно не ноутбук и айфон, а именно то, что свяжет на всю жизнь его с отцом, дедом, прадедом: фуражка, ремень, плётка, награды деда. Именно к этим атрибутам казачонок станет привычен, станет их считать частью и своей жизни.
У каждого новорождённого были крестный отец и крестная мать. О выборе крестных счастливые родители заботились заранее. Крестного подбирал отец — это должен был быть уважаемый и умудрённый опытом человек, побратим, у которого было чему поучиться. Крестный отец в первую очередь формировал дух казака, а потом уж обучал крестника всем церковным канонам, но особенно всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строг или чрезмерно мягок к родному отпрыску, поскольку это его плоть и кровь, а духовный отец – будет и строг, и справедлив в меру.
В годик малышу выстригали волосы крестом для защиты, вели к первому причастию. А потом отец сажал его во дворе на коня, в руку крестный давал кинжал. Во время этого действа наблюдали особенно за Казачонком: если он не пугался – значит, будет храбрым воином. Смотрели, как малыш в седле держится, каким он будет наездником: схватится за гриву – будет жив, а заплачет – быть убитому.
Можно и нужно задаться вопросами: что это за обряды такие и зачем они нужны? Нужно ли это все в XXI веке? Объяснения можно найти в издании М. Рыбловой «Стать воином». Дело в том, что важнее возраста биологического был всегда возраст социальный. И это во все времена актуально. Статус мальчика и юноши тогда определялся не датой рождения, а удачным прохождением инициаций, т.е. испытаний, соответствующих его развитию. Каждый этап взросления отмечался прохождением обрядов для определения готовности ребёнка перейти на следующий этап взросления. С каждым таким этапом ребёнок становился все более готов к взрослой жизни и социализирован. Именно этого не хватает многим «великовозрастным дитяткам» сегодня – социализации.
Важно также оговорить, что знания мальчику передавал не только отец и крестный или дед, а все юноши и мужчины села, каждый что-то своё. Юный казак воспринимал науку справной службы через всю общину, поэтому знания подавались в разном виде: через колыбельную от матери, через походные песни отца, через рассказы о службе деда, через потешные игры со сверстниками и старшими, даже через деревянную лошадку, сделанную крестным. Сила и знания рода передавались новому поколению и на духовном уровне – через сакральные обряды (посещение мальцом урочища или круглика). В таких условиях сложно не стать добрым казаком.
Растёт молодой казак, растёт и сложность его уроков. Если до 6-8-и лет он живёт на женской стороне куреня и получает знания от всей семьи наглядно, то далее – переход на мужскую часть обозначал и переход на следующий этап развития. Если в годик малыша могли садить даже не на коня, а на седло, то уж в 3-и года он непременно должен был объехать двор верхом. А в 10-ть лет любой казачонок был отличным наездником с собственным конём, уход за которым было его первым делом.
Традиции местами отличаются, но много и общего в обрядах разных казаков: первый зуб, первый шаг, первые штаны. Мы же все понимаем, что первый зуб у ребёнка может быть в разном возрасте: в 4-е месяца, в 6-ть или даже в 8-мь месяцев. И мы все понимаем, что поздние зубы – это не отсталое развитие, это просто развитие своими индивидуальными темпами. Тоже можно сказать и о первых шагах, и о первых штанах мальца.
Где-то в 3-4-е года начиналось более серьёзное обучение, сразу после «праздника первых штанов». Шаровары мальцу дарил старший из мужчин в роду. Казачонок принимал поздравления по этому поводу и гордился. Предметом гордости были не столько сами шаровары, сколько новый статус. Мальчик испытывал радость и гордость от того, что стал большим, готовым к дальнейшему обучению и испытаниям. А какое обучение казачонка без обучения верховой езде, а какая верховая езда, да без штанов?!
Стрелять учили с 7-и лет, рубить шашкой - с 10-и. Потом учили «рубить лозу», сидя на бревне, потом – на боевом коне. Рукопашный бой практиковали с 3-х лет, бережно передавая особенные приёмы и захваты от старших к младшим.
А что же с ведением хозяйства? – Мальцов приучали к любой работе дома, во дворе и в поле со взрослыми с 5-и лет. Однако и игры оставались обязательными, вот только игры были не для развлечения, а для развития навыков, которые в будущем непременно пригождались и в службе, и в работе. Во что играли? – В дзигу или кубарь: верхом на конях гоняли кнутами по маршруту или наперегонки специально изготовленный волчок. Что давали такие игры? – Развивали глазомер, ловкость, реакцию, выносливость, владение кнутом и нагайкой. Такие вот игры, которые готовили детей ко взрослой жизни. Для девочек – рукоделие, для мальчиков – катание «верхами» с деревянными шашками. Дети принимали участие во всех работах по ведению хозяйства с молодых ногтей, поэтому всю работу знали, все для них было привычным. Казачонок 10-12-и лет того времени был полностью готов заменить отца, ушедшего воевать.
Игры-играми, но не забывали и о дисциплине: непослушание каралось немедленно и жёстко. Каждый малец знал, что за неповиновение и сквернословие любой старший односельчанин может выпороть. И если ты правильный казак растёшь, то после порки поклонишься и поблагодаришь за науку.
Важный возраст со всех сторон – 7-мь лет. Это вторая ритуальная стрижка волос, совместная баня с мужчинами рода, исповедь, праздничный обед и переход на мужскую часть куреня. Теперь ты не дитя, а пол казака.
С 12-и лет казачонка начинали водить на круг (сход). Основная задача – смотреть и запоминать. А в 16-ть лет была проверка навыков молодого казака по полной – охота на хищника. И ведь все проходили! Именно в пубертатный период юноши постигали три главных тайны: тайну сакрального, тайну смерти и тайну будущей семейной брачной жизни.
Собирались казачата в ватаги, собирались на своих конях с оружием и совершенствовали боевые приёмы, стрельбу на скаку, рубили шашкой лозу, преодолевали препятствия верхом, ползали по-пластунски, ходили лавой в атаки с пиками наперевес, разучивали строевые песни. Наставал день и час для сдачи очередных экзаменов, которые придирчиво принимали есаулы с атаманом. Тех, кто проходил испытания наиболее успешно, сам атаман одаривал подарками: седлом, уздечкой, оружием. Такие подарки имели особенную ценность, поэтому сопровождали молодых казаков всю жизнь.
Физическая подготовка – это дело важное, но не первостепенное. Помните, мы говорили о том, что крестный отец в первую очередь отвечал за формирование духа казачонка. А это ведь не физические качества. Вместе с телом растили и такие навыки, как благородство в отношениях к девушкам и женщинам, уважение и подчинение старшим, учили защищать слабых, учили бороться за свободу, веру и честь. Ровно также, как молодой казак был полностью готов к 16-17-ти годам к самостоятельной жизни, к службе, он также был готов и к смерти. Сегодня большая часть уже зрелых людей не хотят даже думать о смерти, как будто надеются жить вечно.
Достигнув 18-и лет, юноши приводились к присяге. Этот ритуал был важнейшим в жизни казака. Все, через что он прошёл до этого момента – не важно, вернётся ли из боя живым – не важно. Важны только принесённые клятвы и их исполнение. Важно не посрамить себя, отца, село. Важно постоять за веру и Родину.
Целесообразность того, чтобы помнить и использовать положительный опыт воспитания молодого поколения очевиден.
Список источников
1. Федеральная служба государственной статистики: сайт https://rosstat.gov.ru/about (дата обращения: 14.11.2023). – Режим доступа: свободный.
2. Этнографическая энциклопедия Волгоградской области [Текст] = Ethnographic Э91 Encyclopedia of the Volgograd Region / редкол.: М. А. Рыблова (гл. ред.) [и др.] ; Администрация Волгогр. обл., Волгогр. гос. ун-т, ЮНЦ РАН. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2017. — 544 с., ил.
3. Рыблова, М. А. Стать воином: традиции социализации юношей и подготовки воинов в донской казачьей общине : [монография] / М. А. Рыблова ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. образования «Волгогр. гос. ун-т»; ЮНЦ РАН. — Волгоград: Изд-во ВолГУ; Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2016. — 280 с.: ил.
4. НЭБ, Электронная библиотека казачества. Воспитание подрастающих поколений в традициях и инновациях культуры казачества Юга России : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук (13.00.01) Лукаш, Сергей Николаевич - Ростов-на-Дону, 2010. – 46 с.: ил.