♥

Первопроходцы

Чкалова В.В.

Первопроходцы/ В. В. Чкалова, Р. И. Чарыков, И. В. Чкалов. – Нижний Новгород: Вертикаль. ХХI век, 2017. – 78 с., ил.

 

 

В книге рассказывается о первом в истории человечества беспосадочном перелете через Северный полюс. Авторы на основе архивных данных раскрывают малоизвестные широкой публике эпизоды, связанные с героическим полетом советских летчиков из СССР в США.

Район Северного полюса в 30-е годы 20-го века был совершенно не изучен. Попытки освоения его кончались обычно неудачами. Никто в мире еще не пролетал над самой северной точкой Земли.

Покорение Северного полюса с помощью авиации связано с историей Щёлковского края, со Щёлковского аэродрома уходили в полет самолеты, ведомые отважными летчиками-первопроходцами.

Решение о подготовке беспосадочного перелета советского экипажа через Северный полюс в Америку было принято в 1937 году. Был утвержден состав: командир, летчик-испытатель Валерий Чкалов, второй пилот, летчик-испытатель Георгий Байдуков и штурман, инженер 1-го ранга Александр Беляков.

Команда с большой тщательностью готовилась к предстоящему испытанию, произведя ряд доделок и изменений в конструкции самолета, и постоянно тренируясь на нем.

18 июня 1937 г. самолет АНТ-25 стартовал со Щелковского аэродрома и 20-го июня через 63 часа 13 минут, пролетев 11 437 км, приземлился в г. Ванкувер штата Вашингтон. Несмотря на высокий профессионализм экипажа и надежный самолет, полет проходил на пределе человеческих возможностей. Авторы приводят многочисленные подробности перелета отважных летчиков, их триумфальную встречу в Америке.

По следам первопроходцев в том же, 1937 году, совершил полет через Северный полюс экипаж в составе Михаила Громова, Андрея Юмашева и Сергея Данилина, установив мировой рекорд дальности беспосадочного перелета.

Есть и трагические страницы в освоении Севера нашими летчиками-первопроходцами.

12 августа 1937 года Сигизмунд Леваневский на самолете ДБ-А с экипажем из пяти человек отправился в трансарктический перелет Москва — Фербенкс. На следующий день самолет с бортовым номером Н-209 пропал, и тайна его исчезновения не разгадана по сей день…

В историю авиации вошли имена русских летчиков, впервые поднявшихся в небо Арктики. Освоение российских полярных широт с применением авиации при исследовании Севера началась в начале 20-го века.

8 августа 1914 года с острова Новая Земля морской летчик Ян Нагурский вместе с авиатехником Евгением Кузнецовым поднялись в неизведанное небо Арктики, чтобы найти следы экспедиции Г. Я. Седова. Впервые в истории полярных исследований был использован самолет.

Суммируя накопленный опыт, Я. Нагурский  подробно изложил свои наблюдения и разработал рекомендации для дальнейших полетов в Арктике, которые использовали полярные летчики в 30-е годы прошлого века.

Книгу дополняет рассказ о боевом пути в годы Великой Отечественной войны авиаэскадрильи им. Чкалова.

Издание подготовлено к 80-летию беспосадочного перелета Москва-Северный полюс- Америка 18-20 июня 1937 г. Архивно-документальная хроника сопровождается редкими фотографиями героев-первопроходцев.