♥

Аэродром «Щёлково» (Чкаловский)

Ровенский Г.В.

Аэродром «Щёлково» (Чкаловский): К 80-летию перелетов Чкалова и Громова «Щелково - Северный полюс – США» / Георгий Ровенский. – 3-е изд., доп. – Щёлково, 2017. - 128 с., ил. – Библиогр.: с.127.

 

 

Щелковский край по праву гордится причастностью к знаменательным событиям страны в ХХ веке: рекордным полетам советских летчиков середины и конца 30-х годов и началу освоения космоса в 60-х.

На землях небольших деревень у Стромынского шоссе в конце 20-х годов начинается бурное строительство. Здесь в 1929 году вошла в строй самая мощная в Европе радиостанция ВЦСПС, построена железнодорожная линия до станции Монино, началось строительство аэродрома – базы НИИ ВВС.

В книге известного краеведа Щелковского района Георгия Васильевича Ровенского отражены этапы развития знаменитого Чкаловского аэродрома.

В нашей стране такая мощная авиационная база, предназначенная для проведения испытательных работ, создавалась впервые. Это была крупнейшая стройка. Строительство нового аэродрома в Щёлково завершилось осенью 1932 г.  Полностью перебазирование института в Щёлково было завершено в1935 г. Немного позже была построена стартовая горка, получившая в народе название «Чкаловской», для старта тяжелых самолетов.

На базе Щелковского аэродрома НИИ ВВС расширил свою программу массового испытания новых самолетов авиазаводов и зарубежных фирм.

Этот аэродром прославили своими подвигами дальних перелетов знаменитые летчики В. Чкалов и М. Громов, В. Коккинаки, В. Гризодубова и их экипажи. Здесь начинал свой путь летчик-испытатель Г. Бахчиванджи, открывший путь реактивной авиации в небо и космос. Через 30 лет рядом с аэродромом вырос Звездный городок космонавтов. С началом космической эры Чкаловский аэродром – главная база подготовки летчиков-космонавтов. Его самолеты летают на Байконур, перевозят ученых, космонавтов, технику.

В книге читатель найдет краткие биографии героев перелетов 1937 года и организаторов подготовки самолетов к рекордам, прослеживаются судьбы репрессированных руководителей и сотрудников НИИ ВВС.

В первые дни войны из испытателей НИИ ВВС и авиазаводов были сформированы  истребительные полки С. Супруна и П. Стефановского.  В жестокие бои вступили летчики-испытатели, но уже в августе они были отозваны с фронта чтобы продолжать испытания нужных для фронта новых образцов авиационной техники.

В книге рассказывается о боевом пути 126-го, 95-го, 208-го истребительных авиаполков, базировавшихся на Щёлковском (Чкаловском) аэродроме в годы войны.

Краткая история военного городка при Щёлковском аэродроме и радиостанции ВЦСПС (ныне – Радиоцентр №5) дополняет издание.

Книга богато иллюстрирована фотографиями 30-40-х годов.